Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Управление по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан

Типичные нарушения, выявленные в ходе плановых проверок в 2020 году по ФГН

Соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, в части

Выявляемые нарушения законодательства

об образовании

Нормативный правовой акт, установивший обязательные требования, устранение нарушений

содержание устава образовательной организации;

в уставе не содержится информация о структуре, порядке формирования, сроках полномочий и компетенции органов управления образовательной организации, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации; не определена форма участия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в управлении образовательной организацией; не установлен порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией; не установлен порядок принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения;

ч.2 ст. 25, ч.5 ст.26, ч.1 ст.30, п.17 ч.1 ст.34, п.7 ч.3 ст.44 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Проанализировать свои уставы на соответствие законодательству, при необходимости внести изменения (дополнения).

проведение практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

п.14 Положения о практике – в части заключения договоров на организацию и проведение практики: отсутствие договора на проведение производственной практики с организацией … ;

п.15 Положения о практике – в части согласования с организациями программы практики, содержания и планируемых результатов практики, задания на практику: не согласованы с организацией задания на практику;

п.16 Положения о практике – в части оформления направления на практику распорядительным актом руководителя образовательной организации или иного уполномоченного лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией, а также с указанием вида и сроков прохождения практики: отсутствие в приказе … указания закрепления обучающихся за организациями;

п.15, п.20 Положения о практике – в части формировании аттестационных листов, содержащих сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций по результатам практики руководителями практики от организации и от образовательной организации: отсутствие участия руководителей практики от организации в оценке результатов практики и формировании аттестационных листов по результатам производственной практики …;

п.21 Положения о практике – отсутствие отчётов по результатам производственной практики по профессии/специальности … ;

ч.8 ст.13 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

п.п. 14, 15, 16, 20, 21 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 №291.

разработка и принятие локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности

отсутствие локальных нормативных актов, регламентирующих:

правила приема обучающихся,

режим занятий обучающихся,

формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,

порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся,

порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися,

правила внутреннего распорядка обучающихся,

правила внутреннего трудового распорядка,

языки образования по реализуемым образовательным программам,

деятельность о соответствующем структурном подразделении;

порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, получающими платные образовательные услуги,

порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения.

ч. 1 ст. 14, ч.4 ст. 27, п.1 ч.3 ст.28, ч.2 ст. 30, ч.3 ст. 35, ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Для определения конкретного перечня локальных нормативных актов в рамках той или иной образовательной организации целесообразно ориентироваться не только на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», но и на подзаконные акты.

порядок составления отчета о результатах самообследования организации за предшествующий самообследованию календарный год

п.4 Порядка самообследования – отсутствие рассмотрения отчета органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса;

п.6 Порядка самообследования – в аналитической части отчета о самообследовании за предыдущий год не проведена оценка системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования;

п.7 Порядка самообследования – отсутствие составления показателей деятельности образовательной организации (должно быть согласно приложениям Показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 №1324);

п.8 Порядка самообследования – отсутствие направления отчета о результатах самообследования учредителю; отсутствие размещения отчетов на официальном сайте организации в сети «Интернет»

п.3, п.13 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

пункты 3,4,6-8 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 №462;

приложения приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».

В целях обеспечения доступности и открытости информации о деятельности организации, ежегодно формировать отчет о самообследовании, не позднее 20 апреля текущего года разместить на официальном сайте организации и направить учредителю.

обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО)

а) отсутствует приказ о создании ВСОКО;

б) отсутствует план ВСОКО;

в) отсутствует программа, где определяется форма, направления, сроки и порядок проведения ВСОКО, ответственные исполнители;

г) отсутствуют документы, подтверждающие проведение ВСОКО;

д) в плане ВСОКО на 2019-2020 учебный год не предусмотрены основные мероприятия ВСОКО по мониторингу реализации «дорожной карты» развития условий реализации основных образовательных программ, достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов в соответствии с «Положением о ВСОКО» утвержденным приказом от …..

е) не подобраны методики для сбора информации в процессе ВСОКО; не разработана стратегия коррекционно-развивающей работы в соответствии с локальным актом «Положение о ВСОКО», утвержденным приказом от ….

ж) отсутствие мониторинговых исследований уровня сформированности планируемых личностных результатов; удовлетворенности родителей организацией образовательной деятельности;

з) отсутствие принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса;

и) отсутствие принятия управленческих решений администрацией образовательной организации по повышению качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО в соответствии с локальным актом «Положение о ВСОКО»;

к) отсутствие аналитических справок, таблиц, диаграмм, сводных отчетов в соответствии с Циклограммой ВСОКО.

п.13 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Разработать и принять локальный нормативный акт регламентирующий деятельность ВСОКО

Принять план и программу ВСОКО

размещение информации на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

не размещена в полном объеме требуемая информация или официальный сайт образовательной организации не соответствует требованиям и правилам;

п.21 ч.3 ст.28, ст.29 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 №785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»,

Разработать структуру сайта согласно установленным требованиям, пополнять и обновлять своевременно. Образовательные организации должны обеспечивать открытость и доступность информации о своей деятельности посредством обеспечения размещения информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»

Сайт можно проверить по чек листу «Экспертиза официального сайта образовательной организации» на сайте Обрнадзора РБ по ссылке:

https://obrnadzorrb.bashkortostan.ru/documents/active/185552/

создание образовательной организацией специальной комиссии для решения о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное

не создана специальная комиссия для решения о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное;

п.14 ч.1 ст.34 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

п.7 Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утверждённого приказом Министерства образования и науки России от 06.06.2013 №443

Состав, полномочия и порядок деятельности Комиссии определяется образовательной организацией самостоятельно

обеспечение охраны здоровья обучающихся

отсутствие обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи;

п.11 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

все педагогические работники должны пройти обучение навыкам оказания первой помощи

систематическое повышения профессионального уровня педагогических работников

педагогическим работникам … не предоставлено право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности один раз в три года;

п.5 ч.3 ст.28, п.2 ч.5 ст.47, п.7. ч.1 ст.48 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Педагогическим работникам проходить курсы повышения квалификации раз в три года.

оказание платных образовательных услуг

п.п. 9, 10, 11 Правил – в части предоставления заказчику достоверной информации о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора, в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность, а именно: отсутствие указанной информации в месте фактического осуществления образовательной деятельности;

пп. «е» п. 12 Правил – в части содержания в договоре сведений о месте жительства, телефона обучающегося (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору) - в договорах на оказание образовательных услуг заключенных с .... отсутствуют указанные сведения;

пп.«з» п.12 Правил – в части содержания в договоре сведений о полной стоимости образовательных услуг, порядок их оплаты – в договорах на оказание платных дополнительных образовательных услуг … отсутствуют указанные сведения;

пп.«к» п.12 Правил –в части содержания в договоре сведений о виде, уровне и (или) направленности образовательной деятельности – в договорах на оказание образовательных услуг заключенных с …. отсутствуют указанные сведения;

пп.«м» п.12 Правил – в части содержания в договоре сведений сроках освоения образовательной программы (продолжительность обучения) – в договорах на оказание образовательных услуг заключенных с … отсутствуют указанные сведения;

п. 15 Правил – в части соответствия указанных в договоре сведений информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на дату заключения договора, а именно: отсутствие информации на официальном сайте, указание неполных сведений в договоре;

ч.3 ст.54 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

пункты 9-12, 15 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 №706

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»

Предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Оказание платных образовательных услуг можно проверить по чек листу «Экспертиза оказания платных образовательных услуг» на сайте Обрнадзора РБ по ссылке: https://obrnadzorrb.bashkortostan.ru/documents/active/185553/

общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

отсутствие ознакомления поступающих со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;

ч.2 ст.55 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

рекомендовано разместить указанную информацию на официальном сайте, информационном стенде образовательной организации, факт ознакомления обучающихся с указанными документами подтвердить подписью в заявлении о приеме на обучение

организация приема по основным образовательным программам дошкольного образования

п.6, 12 Порядка ДОУ: в части ознакомления родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, правами и обязанностями воспитанников, а именно отсутствует ознакомление родителей (законных представителей) с правами и обязанностями воспитанников;

п.9 Порядка ДОУ: в части осуществления приема в образовательную организацию на обучение по образовательным программам дошкольного образования родителями (законными представителями) ребенка в заявлении о приеме не указываются необходимые сведения: место рождения ребенка, адрес места жительства его родителей, (законных представителей) ребенка, отсутствует выбор языка образования, родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка;

п.14 Порядка ДОУ: в части регистрации документов, представленных родителями (законными представителями) детей, в журнале приема заявлений, а именно документы, представленные родителями (законными представителями) детей, не регистрируются в журнале приема заявлений (копия свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства и свидетельство о рождении ребенка); отсутствует процедура выдачи расписок в получении документов, содержащих информацию о регистрационном номере заявления о приеме ребенка в образовательную организацию;

ст. 55, ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

п.п. 4-20 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 №293 (изм. в приказ от 21.01.2019 №33)

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2014 № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»;

Осуществлять прием воспитанников в соответствии с Порядком ДОУ.

Разработать форму (образец) заявления в соответствии с установленным порядком.

При приеме заявлений проверять заполнение законными представителями всех сведений.

Своевременно регистрировать заявления в журнале регистрации.

После получения всех документов от заявителя выдать расписку об их получении.

организация приема по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

п.7 Порядка: в части ознакомления поступающего и (или) его родителей (законных представителей) обучающихся со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся: отсутствие ознакомления родителей (законных представителей) с правами и обязанностями обучающихся;

п.9 Порядка: в части осуществления приема граждан на обучение по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования а именно, в заявлениях о приеме в 10 класс не указаны необходимые сведения:

фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей) ребенка и адрес места жительства родителей (законных представителей), контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка;

в заявлении о приеме не указаны фамилия, имя отчество второго родителя (законного представителя) ребенка;

отсутствие примерной формы заявления на информационном стенде и (или) на официальном сайте … ;

п.10.1 Порядка: в части выбора языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования: отсутствие заявлений родителей (законных представителей) детей на выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации при приеме в … класс;

п.14. Порядка: в части зачисления в школу и оформления распорядительным актом школы в течение 7 рабочих дней после приема документов:

приказы о зачислении в 10 класс изданы по истечению 7 рабочих дней после приема документов;

распорядительные акты о зачислении в 10 класс не оформлены;

п.18 Порядка: в части регистрации документов, представленных родителями (законными представителями) детей, в журнале приема заявлений:

отсутствует регистрации заявлений о приеме в 10 класс;

не выдается расписка в получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления о приеме ребенка в образовательную организацию, перечне представленных документов;

в журнале регистрации заявлений для зачисления не регистрируются свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства;

ст.55, ст.67 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

пункты 7-20 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 №32 (с изменениями и дополнениями)

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2013 № 1315 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Осуществлять прием обучающихся в соответствии с Порядком.

Разработать форму (образец) заявления в соответствии с установленным порядком.

При приеме заявлений проверять заполнение законными представителями всех сведений.

Своевременно регистрировать все поступившие заявления в журнале регистрации заявлений.

После получения всех документов от заявителя выдать расписку о получении документов.

обязательность среднего общего образования

отсутствие информации о дальнейшем обучении с целью получения среднего общего образования выпускников 2019 года …., получивших документы государственного образца об основном общем образовании

ч.5 ст.66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Своевременно собрать информацию о трудоустройстве выпускников

обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

п.3 Порядка обеспечения условий доступности: руководителем не обеспечено создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

б) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

п.4. Порядка обеспечения условий доступности: руководителем не обеспечено создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: в части наличия в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель, отсутствие индукционных петель;

пп.б п.8 Порядка обеспечения условий доступности: отсутствие в Паспорте доступности оценки соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 Порядка;

пп.в п.8 Порядка обеспечения условий доступности: отсутствие в Паспорте доступности оценки соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 Порядка;

п.9 Порядка обеспечения условий доступности: отсутствие плана-графика проведения обследования и паспортизации, а также организации работы комиссии по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг;

п.14 Порядка обеспечения условий доступности: отсутствие направления Паспорта доступности образовательной организацией в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность, в течение 10 рабочих дней после его утверждения (Паспорт доступности в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность, не направлен).

п.16 Порядка обеспечения условий доступности: отсутствие разработанного и утвержденного плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг;

ч.3 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

п.п. 3-16 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309,

Составить паспорт доступности в соответствии с Порядком обеспечения условий доступности.

Руководителям органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечить создание инвалидам условий доступности объектов и услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.

представление оператору информационной системы сведений в электронном виде путем внесения их в информационную систему о документах об образовании

сведения о документах об образовании не внесены в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС ФРДО)

ч. 9, 10 ст. 98 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

п.5 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 №729

Сведения о документах об образовании своевременно вносить в ФИС ФРДО

оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательном учреждении, принятия мер по их воспитанию и получению ими образования

отсутствие локального нормативного акта, регламентирующего деятельность совета профилактики;

отсутствие локального нормативного акта, регламентирующего деятельность по постановке на внутришкольный учет обучающихся и снятие с него;

в состав Совета профилактики не включен педагог-психолог в соответствии с локальным нормативным актом «Положение о Совете профилактики», утвержденного приказом директора школы от …;

в состав Наркопоста не включены медицинский работник школы, Уполномоченный по правам обучающихся в соответствии с локальным нормативным актом «Положение об общественном формировании по профилактике наркомании, пропаганде здорового образа жизни », утвержденного приказом директора школы от ….

отсутствие «Журнала учета проводимых мероприятий», «Закрытого журнала по учету лиц, выявленных и подозреваемых в употреблении алкоголя, наркотиков, токсических веществ», «Закрытого журнала по учету проведенных бесед с родителями подростков, подозреваемых в употреблении алкоголя, наркотиков, токсических веществ», «Закрытого журнала по учету направлений, выданных родителям, взятых под контроль учащихся для добровольного посещения подросткового наркологического кабинета» (пп. … «Положения об общественном наркологическом посте», утвержденного приказом директора от …);

отсутствие отчета о работе ОНП перед педагогическим коллективом школы на 2019-2020 учебный год, предусмотренного локальным нормативным актом «Положение об общественном наркологическом посте»;

отсутствие анализа работы по профилактике правонарушений за 2018-2019 учебный год, предусмотренного планом работы совета профилактики.

ст.14 Федерального закона Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120-ФЗ

  • Документы
  • Новости
  • События
  • Проекты
  • Доклады и выступления
  • Вопросы и ответы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея